Антикварные игрушки 19 века
200 лет назад не было многих, привычных современному человеку вещей, и уж тем более того обилия игрушек, которыми сейчас может похвастаться любой детский магазин. О простых деревянных и глиняных игрушках речь сегодня не пойдет. Поговорим о красивых и необычных игрушках - они были предметом роскоши и их могли себе позволить только состоятельные семьи, а некоторыми владели исключительно особы королевских кровей и их наследники. Такие игрушки были сделаны очень тонко, с большим количеством деталей и чаще всего вручную.
1. Фарфоровые куклы . Неспроста эти куклы так ценятся коллекционерами со всего мира - в то время каждая кукла изготавливалась и раскрашивалась вручную и была целым произведением искусства. Платья шили на заказ у лучших портных, а для энтузиастов выходили специальные журналы с выкройками для кукольных нарядов, обуви и сумочек. Фарфор был очень хрупким материалом и именно поэтому с такими куклами обращались очень бережно и многим детям давали играть с ними под присмотром гувернанток.
Из фарфора делали голову и конечности, тело обычно было тряпичным. Иногда вместо ног делали тяжелую платформу для большей устойчивости. Парики делали из мохера или настоящих волос, конечности крепились к тельцу резиночками, шарнирами, проволокой. Примерно с 1850 года затылки у кукол стали делать мягкими (отрезая заднюю часть головы) из папье-маше, чтобы было удобнее фиксировать парик и устанавливать подвижные глаза.
2. Автоматоны. Такие механизмы были эксклюзивными, штучными, их называют первыми роботами. Это механические устройства, андроиды, способные выполнять довольно сложные операции - рисовать, писать стихи, и даже играть на музыкальных инструментах. Иметь дома такую игрушку не могли себе позволить даже очень состоятельные семьи, их дарили царям, королям и принцессам. Свой бум автоматоны пережили в XVIII-XIX веках, когда их создавали в рекламных целях (например, Пьер Жаке-Дро, для продвижения своей марки часов) или собирали целые представления для публики.
Многие автоматоны были достаточно просты и выполняли набор несложных типовых действий, но были и настоящие чудеса инженерной и изобретательской мысли - они состояли из нескольких тысяч деталей, идеально подогнанных друг к другу, как швейцарские часы, например, автоматон-музыкант "Мария-Антуанетта":
Еще один автоматон, Draughtsman-Writer швейцарского механика Генри Майлардета предположительно 1800-1805 года выпуска, имеет настолько сложную конструкцию, что раскрыть его полный функционал смогли только после его восстановления - он умеет рисовать несколько довольно сложных картинок и писать стихи.
3. Музыкальные шкатулки. Это изобретение начало свою жизнь в 1796 году - часовщик Антуан Фавр из Женевы создал металлическую гребенку, на которой с помощью зубцов можно было воспроизводить мелодию. И в 1815 году в Швейцарии открылась первая фабрика по производству музыкальных шкатулок.
Музыкальные шкатулки - это изделие очень тонкой, ювелирной, исключительно ручной работы и наверняка были одним из самых желанных подарков для ребенка - не только утонченная красота этого механизма, но еще и возможность иметь свою, "карманную музыку" тревожили не один детский ум 200 лет назад. Фантазия мастеров не знала границ - были музыкальные шкатулки в виде часов, роялей, дворцов, с птичками, балеринами и танцующими парами.
Были и шкатулки со сменными "пластинками" с разной музыкой на каждой. В такой шкатулке Crosley Music Box при проигрывании музыки в нижней части танцевали пары и двигались по кругу.
Карусельная фигура свиньи
Сделана около 1905 года в США
Паяц с птичкой — игрушка-каталка (возить за собой на веревочке)
Конец XIX века
Балансир — ковбой на лошадке
Подобная игрушка в действии:
Механическая игрушка, созданная под впечатлением Боксёрского восстания в Китае — восстания ихэтуаней (буквально — «отряды гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая в 1898 — 1901 годах.
Сначала движение пользовалось поддержкой китайских властей, но затем императрица Цыси перешла на сторону Альянса восьми держав, подавившего восстание. В результате, Китай попал в ещё бо́льшую зависимость от иностранных государств, что сказалось на его политическом и экономическом развитии в первой половине XX века.
У персонажей, пытающихся «раздербанить» Китай, на шапочках флаги Великобритании, России, Японии и Нидерландов, а на коврике трепыхается бедный китайчонок.
Сделано в Германии. Производитель Lehmann, 1900-е годы
Акробаты на верёвке
Механические игрушки и их устройство
Заводные боксёры
Конец XIX века, Франция
Производитель — Martin
Мальчики тренируются
Механическая «Маленькая домохозяйка»
Немецкие заводные кошки-мышки
Клоун-силач!
Наклонился, поднял сто фунтов веса (45 кг)! Ртом!)
Германия
Немецкий игрушечный телефон с Чарли Чаплиным
Ок. 1920-х гг.
«Наш самый весёлый на этой планете ансамбль»
1905 Günthermann “ Zirkusclown mit Schwein “
Игрушка «Zig Zag» производилась Lehmann с 1910 по 1945 годы.
Двое мужчин, один чёрный, другой белый, управляют странной машиной с огромными колёсами. Название игрушки дала траектория работающей машинки.
Антикварную куклу купить можно в нашем Шопике
Старинные заводные игрушки из собрания Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Свинья с наездником, 1890-е годы. Такие игрушки были очень популярны в поздние годы викторианской эры. Их изготавливали большими тиражами, чаще всего в Германии, на экспорт в Англию и Америку.
Американская лодка, 1869 год.
Заводная машина с шофером, 1910 год.
Клоун с осликом, 1900-е.
Омнибус, начало XX века.
Автоматические ходячие куклы (Autoperipatetikos), 1862. Такие заводные куклы вызывали всеобщий восторг.
Чемпион игры на биллиарде, 1911.
Мальчик учится музыке, сложная заводная игрушка, 1860-е. Скорее всего, была сделана в Париже для какого-нибудь богача, который развлекал с ее помощью гостей. Мальчик издает унылые звуки, уши на шапке и правая рука двигаются, левая нога отбивает ритм.
Заводные медведи, 1880-е.
Старинные, раскрашенные вручную, оловянные игрушки 19 — начала 20 веков. Смотрите сами — настоящие произведения искусства:
Мать с младенцем Германия (1910)
Котик, Германия (нач. 20 века )
Акробаты со слоном, Германия (1910)
Девушки, Германия (1900). Девушка с попугаем — механическая игрушка, у нее поднимаются руки, как будто она кормит птичку.
Редкая игрушка середины 19 века.
Механический Господин Лягушка и служанка, Германия (вторая половина 19 века)
"Тот самый Петербург" снова в наличии
Авторский блог Натальи Наниевой. Интересуюсь историей игрушек и делюсь здесь находками. А также сама делаю плоские игрушки и сувениры.
Старинные игрушки запись закреплена
Елена Прыткова
Никита Ситников
Никита Ситников
Старинные игрушки запись закреплена
"Коммунальные будни", набор, который я тут еще не презентовала, кажется.
Диорама интерьера жилой комнаты в коммунальной квартире. В набор входит одиннадцать деталей + подставка, изображающая потертый паркет. Советский ковер, сервант с типичным набором (книгами, сервизами, вазами, коллекцией кукол и т.п.), пара персонажей и кошки - все это можно составить на подставке в любом порядке.
Показать полностью.
Высота - 14,8 см, длинна подставки - 25,7 см
Материал HDF (ХДФ - древесноволокнистая плита высокой плотности), толщина 3 мм, упаковка - картон.
Стоимость сейчас - 1150 р.
Альфия, на среднюю наклейку я свой портрет вставила ))
Екатерина Климова
Наш чайник с цветами шиповника Наши хрустальные салатники Никольского стеклозавода Наше собрание сочинений Мамина-Сибиряка
Екатерина Климова ответила Наталье
Наталья, жестяные баночки для круп в гороооошек
Старинные игрушки запись закреплена
Механический музыкальный автоматон изображающий сценку с пожарными
"Tir des Pompiers de Nanterre"
Производитель L. Saussine, Париж
1900-е гг.
Дерево, бумага, хромолитография
Автоматоны - удивительные изобретения
Старинные игрушки запись закреплена
ПЕРВАЯ КНИГА ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Маленькая хорошенькая карманная книжечка» (англ. A Little Pretty Pocket-Book) Джона Ньюбери, 1744 год
"Джон Ньюбери (1713 - 1767 гг.) - плодовитый писатель и культовая фигура в истории детской литературы. Его превозносят как отца детской литературы, и именно ему приписывают основание этого жанра в Лондоне в 1740-х годах.
Показать полностью.
Первым изданием для детей стала эта "Милая маленькая книжечка". Вместе с экземпляром книжки покупатели получали либо мяч (мальчики), либо подушечку для булавок (девочки).
Оригинальная реклама, придуманная Ньюбери, и подарки покупателям - все это показывало как важно привлечь ребенка наглядной осязаемой вещью (один из первых таких примеров). Мячик и подушечка для булавок использовались в воспитательных целях. Оба предмета были наполовину черные, наполовину красные. Хорошие поступки ребенка отмечались (булавками?) на красной стороне, а плохие на черной - всё для того, чтобы "Томми уж точно стал хорошим мальчиком, а Полли - хорошей девочкой".
Реклама была обращена к взрослым, которые прониклись популярными идеями о воспитании путем развлечения. Игра и игрушки здесь выступали вспомогательным средством для наставления ребенка на путь добродетели."
↑ Текст: "Дизайн детства: Игрушки и материальная культура детства с 1700 года до наших дней", под редакцией М. Брендоу-Фаллер; перевод с английского А. Ландиховой
Москва: Новое литературное обозрение, 2021 г.
Джон Ньюбери родился в 1713 году в семье фермера Роберта Ньюбери в деревне Уолтхем Сен Лоуренс, Англия. Образование получил самостоятельно, и в возрасте 16 лет поступил учеником к владельцу местной типографии, который вскоре продал её новому владельцу, Уильяму Кернену. В 1737 Кернен умер и оставил бизнес своему брату Чарльзу и Джону Ньюбери. Два года спустя, Джон Ньюбери женился на вдове Уильяма с тремя детьми.
«Маленькая хорошенькая карманная книжечка» стала совершенно новым явлением в британском книгоиздании. Серия подобных книг, издаваемая Ньюбери, стала предшественником серии книг-игрушек, чрезвычайно популярных в Англии в викторианскую эпоху. Книга была небольшого (карманного) размера, удобного для ребенка, размера с яркой обложкой и заголовком, обращенным к детям. Эта книга в магазине Ньюбери стоила шесть пенсов, но при покупке двух экземпляров покупатель получал в подарок подушечку для булавок с красной и чёрной сторонами. Это было не просто способом привлечения покупателей, но и отражало мировоззрение Джона Ньюбери. Ньюбери, как Джон Локк, считал, что для детей игра — более действенный стимул хорошего поведения, чем физическое принуждение, и ребёнок, получивший подушечку для булавок, должен был воткнуть булавку в красную сторону подушечки за хорошее поведение или в чёрную, если он плохо себя вёл. «Маленькая хорошенькая карманная книжечка» содержала назидательные рекомендации — «как сделать Томми хорошим мальчиком и Полли — хорошей девочкой», а также стихи, пословицы и песенки для изучения алфавита.
Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Дети и игрушки Викторианской эпохи.
Дети викторианской эпохи и их игрушки — во что играли дети богачей и бедняков в XIX веке.
В 19 веке в продаже появились фабричные оловянные и заводные игрушки. У детей из богатых семей был довольно большой выбор: поезда, солдатики, лошадки-качалки, куклы, кукольные домики, чайные сервизы, игрушечные магазины с «фруктами», «овощами», «мясом», «лекарствами», кораблики, паззлы, Ноев ковчег («воскресная игрушка»).
в некоторых семьях по воскресным дням детям не разрешали играть ни в какие игрушки, кроме Ноевого ковчега, потому что это история из Библии.
Дети из бедных семей играли в самодельные игрушки — обыкновенная прищепка могла стать куклой, а щепка — корабликом. Иногда родители покупали им совсем дешевые фабричные игрушки.
Дети играли и в подвижные игры в футбол и бадминтон. Бедняки, которые не могли себе позволить настоящий мяч, могли играть раздутым мочевым пузырем коровы или свиньи из ближайшей мясной лавки.
Читайте также: